Сударкин, переговоры, бизнес-тренер

Тренинг тренеров. День 3

Одно из самых сложных убеждений у участников в работе тренера (особенно в НЛП и в программах личного развития) - есть некий "истинный Я", и его нужно найти. Фрэнк утро начал с разрушения этого убеждения у участников, рассказывая и показывая, к чему оно в конце концов приводит по сравнению с убеждением: "я всему научился". Мы также говорили об убеждении: может ли кто-то заставить нас что-то чувствовать или о чем-то думать? Корректно проходим по всем репсистемам.

1
И - сбор обратной связи со вчерашнего дня: что я узнал или чему научился за эти дни? Очень важно, чтобы участники постоянно интегрировали эту информацию в свои мыслительные привычки.

Несколько фраз, которые мне особенно понравились с утра:
- "Будьте осторожны - успех притягивает" (Be careful - success works!)
- "Все ли базовые убеждения присутствуют у успешных людей? У самых успешных - все. А что, если у гениального и сильного человека есть не все девять? Ну, давайте посмотрим, например, на Гитлера - у него было пять убеждений. И при отсутствии остальных это чуть не разрушило наш мир"
- "Характеристика профессионала: у меня есть отличный тренер, и я обожаю тренироваться!"
"Никто не говорил, что великим быть легко - это непросто. Но теперь вы знаете, как им стать."

После перерыва мы выписали основные вопросы/навыки тренера, которые будем изучать на этом курсе:
- знание и умение работать с основными убеждениями НЛП
- калибровка
- умение учить представителей разных репсистем
- использование мета-модели в работе тренера
- комплексные эквиваленты и важность детализации (chunking down)
- маркировка и встроенные команды
3
А также выписали дополнительные инструменты:
- Лестница Роста
- модели человеческой мотивации
- систематическое использование отрицания
- использование метафор в тренинге

2
Фрэнк рассказывал про важность использования комплексных эквивалентов и детализации на примере семейной пары, Пола и Эдит. Отличная история, сколько раз ее слушаю, сам пересказываю - прекрасная метафора. Заодно петля на другую тему. Потом - про встроенные команды. История мальчика с энурезом и работу Милтона Эриксона. Фрэнк много приводит примеров-метафор, они отлично построены, красиво исполнены - загляденье. По остальным навыкам прошли вскользь пока что, так - затравка, понять, как и зачем пользоваться тем, что будем учить.

После обеда мы посмотрели два отличных ролика: Управляйте, как великие дирижеры (Lead like the great conductors) с TED, и отрывок из фильма Drumline, про барабанщиков - источник фразы "One band - one sound!". Отличные примеры под задачи тренинга, я считаю.
4

И мы перешли к детальному рассмотрению материала. Различие карты и территории - на основе трансформационной грамматики Хомского. Это фундамент убеждений для эффективного использования метамодели, основа всего НЛП.
После - рассмотрели 4 шага любой успешной коммуникации. Еще одна вкусная фраза: "Результат в коммуникации зависит от состояния" (All results in communication are state dependent).
5
Идея систематического использования отрицания в речи многим была знакома, хотя вопросов было порядочно. Уже практических, по результатам применения этого навыка на практике. Действительно, часто люди путают использование позитивных ключей с позитивной психологией (positive mental attitude), аффирмациями и высказываниями "все будет хорошо, нужно лишь себя в этом убедить". Суть, конечно, не в этом - и Фрэнк отлично ответил, привел примеры, полезные, как обычно, не только тому, кто спрашивал.

А под конец дня мы делали в группах короткие 1-минутные презентации по любому из 9 паттернов мета-модели.

Отличный сегодня день: One Band - One Sound!
Продолжение следует...
Сударкин, переговоры, бизнес-тренер

Тренинг тренеров. День 2

(специально для моих читателей в ЖЖ)

Второй день прошел как один миг. Вчера мы только начали выступать в малых группах. Первые презентации, первый сбор информации о навыках участников. Выступили двое из 12 человек в моей группе. Сегодня утром перед там, как продолжить упражнение, Фрэнк начал с рассказа о важности работы с убеждениями в работе тренера.

1
По моему личному мнению это именно то, что отличает нашу тренерскую школу, и многих НЛП-подготовленных тренеров от тех, кто обучает на тренингах навыкам "в лоб". Мол, "если ты не веришь в важность изучаемого - что ты делаешь на этом тренинге?" Будем смотреть правде в глаза - такие ситуации встречаются редко. Часто люди приходят за навыками, или даже за знаниями, но эффективно их применить им будут мешать некоторые из существующих убеждений. Как с ними работать? Что с этим вообще делать? Вот об этом мы сегодня и слышали от Фрэнка Пьюселика. А потом - разошлись в группы.

Еще несколько важных моментов для будущих и настоящих тренеров. "Тренинг проходит в головах участников, а не в воображении тренера". Если ты что-то очень интересно, как тебе кажется, рассказал, но участники не поняли, что с этим делать - это не их проблема, а тренера. Ищи способы, находи контакт, будь творческим. И еще - задача тренера не просто рассказать о чем-то, но и наблюдать за тем, как участники используют новые навыки эффективно. И отмечать это, помогая отслеживать прогресс ученика.

Наша группа отлично поработала. Те, кто вчера еще говорил с трудом, сегодня уже включают полученную обратную связь в работу. Рики, Джеймс и Бо - просто молодцы, сильные тренеры, и при этом - очень скромные и трудяги. Благодарят, стараются, меняются. Наши ребята не отстают, хотя выступать на неродном языке вдвойне непросто для некоторых. Правда, поскольку у нас англоязычная группа, то бонус - обратная связь непосредственно от Фрэнка, сразу и без перевода. Очень четко и точно!

3
После своих презентаций мы, вернувшись в зал, начали знакомиться с нашей стандартной структурой: sermon. Для многих она была новой, для некоторых участников - уже знакомой. Тем лучше, будем учиться друг у друга. Фрэнк делает акцент на важности двух критических моментов в коммуникации - первого и последнего. Ошибки допускайте в середине, говорит он. Что интересно - косвенно подтверждение этому я нашел в прочитанной сегодня книге Игоря Манна "Точки Контакта", в идее "цепочек контакта".

И мы снова ушли в малые группы. На этот раз - презентации по темам 9 Основных Убеждений НЛП. Снова - для некоторых в новинку. Действительно, не все школы дают их в таком ключе, некоторые - проходят просто как факультатив. А тут - их нужно презентовать. Выступления в этот раз короче, всего 3 минуты. Как говорит наш ведущий тренер курса ;-): "Если можешь уложиться с презентацией в 3 минуты - 15 минут станут подарком. Если не сможешь - выступление превратится в месиво".

Снова изменения, снова интересные. Кто-то пробует "тянуться", кто-то делает некомфортные вещи. Визуалы говорят голосом с придыханием и тише, кинестеты, наоборот, стараются говорить громко и звонко. Стараются.

Отличная фраза в качестве обратной связи: "Если я могу предсказать то, что ты сделаешь дальше - ты попал!" Важность изменчивости в выступлении тренера невероятна! Содержание должно быть логичным, стиль - нет. Страшно, если участники начинают считать закатывание глаз в паузах, или качание туда-сюда в ходе выступления. Наращиваем уровень навыка.
2
После обеда и до конца дня Фрэнк дал примеры выступлений по всем 9 основным убеждениям НЛП. Примеры из жизни отличные, что-то - короче, что-то - более полно. Мы также затронули такую тему, как выступление по темам, которые тренер ведет не в первый раз. Как не заскучать при этом самому тренеру, как сохранять вдохновение? Участники слушали, затаив дыхание. Мы учимся на нескольких уровнях сознания и подсознания, слушаем, моделируем. Эти выступления, эти убеждения - меняют жизнь!

День пролетел! И снова - One Band - One Sound!
Продолжение следует...
#нлп #пьюселик #тренинг #сударкин #тренинг_тренеров
Сударкин, переговоры, бизнес-тренер

Тренинг Тренеров в Москве. День 1

(специально для моих читателей в ЖЖ)
Итак, тренинг начался.

Много знакомых лиц, много участников других программ, есть и ребята, которых знаем заочно. Группа сильная, около половины людей поднимали руки после вопроса: "кто из вас уже ведет тренинги или является сертифицированным тренером". Чувствую, будет интересно.

Фрэнк начал с рассказал об истории создания НЛП, о том, как это изменило идею психотерапии в мире. Интересно, захватывает, заставляет задуматься о том, как действуют люди, создающие новое, и меняющие что-то в целой области науки. После этого мы начали говорить о навыках, присущих хорошему тренеру.
1

Самый первый - умение наблюдать, пока ты говоришь. Действительно, этим навыком владеют лишь лучшие тренеры.
Потом пошли такие:
- Умение выслушать ответы на свои риторические вопросы
- Понимание того, что слушающий управляет коммуникацией
- Владение невербальными процессными ключами
Фрэнк демонстрировал, отвечал на вопросы, показывал, как нужно подкреплять понимание материала у участников.

Люди любят быть успешными. Это одно из важнейших убеждений для тренера.

Будь примером тому, что учишь, не бойся допустить ошибку, не теряйся в своих рассказах - Фрэнк немного рассказал об основных ошибках в тренерской работе. Группа также добавила к этим компетенциям свое понимание того, кто он такой - отличный тренер?

Мы разошлись в малые группы (моя в этот раз - полностью англоязычная!). Наше стандартное упражнение: знакомство. Кто я, зачем я тут, что для меня будет хорошим результатом курса? Отличные 12 участников в моей группе, несколько тренеров НЛП - супер!

Вернувшись, и до, и после обеда мы изучали работу с трудными участниками. Кто это, что с ними делать, как не допустить возникновения "трудных участников" в своей тренинговой группе. Фрэнк постоянно демонстрирует, вторым, третьим слоем показывает, как поступать тренеру в той или иной ситуации. Вопросы, шутки, игра - постоянно!

Еще одно задание, вариация любимого упражнения Фрэнка. Работаем в парах. Участник А - рассказывает о каком-то важном событии или процессе в жизни, после которого он что-то осознал. Участник Б - возвращает ему этот рассказ невербально. Участники обсуждают новый опыт и меняются ролями.

Вторая часть задания: Участник А показывает о каком-то событии или процесссе из своей жизни невербально. Участник Б - рассказывает это же словами. Очень интересные реакции и осознания у ребят!

После этого мы работали с понятием "невербальные процессные ключи". Собственно, уже на своем опыте понимая, что это такое. Много демонстраций снова, примеры Фрэнка из опыта работы в реабилитационных центрах и не только. Впечатляет.

2
И, наконец, снова в малых группах почти перед окончанием дня мы создавали первую версию презентаций своих тренинговых программ. Время - 5 минут на выступление. После этого - обратная связь от 1 участника и от 1 ко-тренера. Нашей группе везет, Фрэнк из-за рабочего английского языка в группе почти все время с нами - это бесценно!

Завершили день! One Band - One Sound!
Продолжение следует...
#нлп #пьюселик #тренинг #сударкин #тренинг_тренеров

Подстраиваю план обучения под выступление клиента

Вести коучинг всегда интересно. Планируешь проработать одно, а клиент приходит совершенно с другой задачей.
Так и в этот раз: я планировал двигаться в направлении создания плана выступления, отработать внимательность его как оратора.
speak_fear1

А когда мы начали встречу, и я традиционно задал вопрос: "Что из того, что мы изучили в прошлый раз, получается, а что - вызывает сложности", то ответ меня удивил.
Collapse )

Четвертая встреча. Оттачиваем взаимодействие с аудиторией

Наши коуч-сессии с клиентом продолжились. Текст был готов, выступающий - тоже. И когда я предложил ему выступить с кратким докладом на подготовленную тему, он выступил. Сразу. Мгновенно. Даже - внезапно! Быстро, четко, и кратко отбарабанил текст. Ни одной паузы, ни одной заминки! Как по бумажке!
speaking_alone
Доволен ли был я?
Collapse )

Сочетание вежливости и очень странного поведения сотрудников в супермаркете

Вчера я наконец-то сбыл свою мечту – купил кофе-машину. На честно полученные новогодние бонусы, после нескольких консультаций с рестораторами и просто кофелюбами заказал, как ни странно, Krupsовскую капсульную кофеварку. Почему именно ее – есть на то куча причин, одна из которых – я не так часто пью кофе дома, чтобы постоянно держать большую машину в надлежащем состоянии, с подогреваемыми впустую чашечками, молотым заранее кофе и т.п.
comfy-krups
Collapse )

Третий день коучинга с вопросом про эффективные публичные выступления

Меня всегда интересует вопрос: а что делать коучу, когда ему клиент говорит, что он хочет двигаться вперед, но не может. И вопрос ложится четко в определение классической терапии. Передавать другому? Или научиться работать с этим самому?
join-toastmasters-practice-public-speaking

Первая же фраза на сессии была: я не подготовил доклад. Про простые темы могу, а про важные, сложные - нет. И мы отправились в путешествие по комплексным эквивалентам. А также - немного забрались в субмодальности важных и неважных тем. Кое-какие отличия были, но некритичные, пришлось искать дальше.
Collapse )

Продолжение коуч-сессии. Улучшаем презентацию

Сегодня я был приятно удивлен хорошей подготовкой выступления.
Оно было коротким, примерно на 5-7 минут, все части речи по предложенному формату были отработаны, здорово.
особенно понравилось, что уже со 2го занятия клиент показал хороший уровень по самым непростым частям мини-презентации: привязка к опыту слушателей и кикер (финальная фраза). Здорово, четко, цепляет. После финала, ура, ничего не было!
public-speaking2
Те, кто обучают публичным выступлениям, наверняка знают, как непросто обучить выступающего заканчивать речь всего один раз, а не пять-шесть. Нам еще предстоит поработать над привязкой к будущему, и над резюмированием.
Collapse )

Коуч, помогающий выступать публично

Сегодня, работая в рамках долгосрочного консалтингового проекта, получил интересную задачу:
помочь одному из топ-менеджеров компании научиться выступать публично. Вести конференции, в том числе - международные, выступать на рабочих группах с презентациями и докладами, да так, чтобы был ощутимый результат в поведении слушателей.
public-speaking
Collapse )