?

Log in

No account? Create an account
Сударкин, переговоры, бизнес-тренер

sudarkin


Александр Сударкин. Тренер изнутри...

Развитие организаций. Навыки переговоров. Как этому научиться?


Previous Entry Share Next Entry
Взаимодействие со стейкхолдерами в проекте
Сударкин, переговоры, бизнес-тренер
sudarkin
Проекты делаются не для проектной команды. Это аксиома. У проекта есть заказчик - тот человек или группа людей, которые хотят, чтобы проект был реализован, и готовы вкладывать ресурсы, чтобы это произошло. Есть те, кто будет наработки, созданные в проекте, использовать в своей ежедневной работе после окончания проекта. И есть люди, на которых проект так или иначе окажет влияние. Может – положительное, может – отрицательное. Все эти группы людей мы объединяем одним термином – стейкхолдеры (стороны, заинтересованные в проекте).


matrix-talk



Проект генерирует огромное количество информации. Ход выполнения работы, результаты каждого пакета работ, возникающие риски, действия по их устранению. Информации много, она в документах, отчетах, ей обмениваются в переписке, на совещаниях и на кухнях. Каждую неделю в проекте есть, о чем рассказать. При этом специфика проектов в том, что они составляют лишь часть жизни стейкхолдеров, людей, на которых они влияют. Кроме проекта, у стейкхолдеров есть целая (и другая) жизнь, где тоже полно разнообразной информации. Что же делать, как выстроить приоритеты в создании информационных потоков в проекте? Так, чтобы вся команда не сидела за написанием отчетов, а еще и успевала что-то делать?


Ответ – в двух параметрах: власть и интерес. Мы можем создать из них матрицу, и получить четыре группы стейкхолдеров, с каждой из которых проекту можно и нужно взаимодействовать по-своему.

Первая группа: Высокая власть, высокий уровень заинтересованности в результатах проекта. Ваша реакция – максимальное и постоянное внимание. Это те люди, которые интересуются, к чему проект придет, и могут для этого проекта что-то сделать. У них хватит для этого власти. Держите их в курсе того, что происходит, создайте систему отчетности, к которой у них будет доступ, и удовлетворяйте их запросы не только по мере возникновения, но и постоянно.

Вторая группа: высокая власть, низкий уровень заинтересованности в результатах проекта. Таких в шутку называют «Черная Вдова» - толку от них для проекта не очень много, а голову могут откусить враз. Опасности много, власть есть, а вы им не очень нужны. А, может быть, даже и мешаете. И они готовы воспользоваться первой вашей ошибкой, чтобы все прекратить. Что с такими делать? Отвечать на все входящие запросы. Да, они вместе  с обычными стейкхолдерами должны получать ваши обычные отчеты. Но не нужно их бомбить просьбами и запросами. А вот на их просьбы и запросы реагировать нужно быстро. Пришла просьба – ушел ответ. Сразу, точный и четкий. Так, чтобы про ваш проект они не могли сказать: «там происходит черти-что».

Третья группа: Низкий уровень власти, высокая заинтересованность в результатах проекта. Это те люди, которым важно, чтобы проект состоялся, но которые не могут никак особо повлиять на его выполнение. Не могут – но они должны понимать, что вы как сотрудники проекта, о них знаете и заботитесь. Отвечаете на заданные и еще незаданные вопросы, помните о них, учитываете их пожелания. И не будет домыслов, не будет инициативных групп противников ваших проектов – вы заранее держите в курсе всех, кто может объединиться в группу! Работа с гражданами, «горячие линии» для ответов на вопросы, обновление информации на веб-сайте – вот ваш ответ.

Четвертая группа: низкий уровень власти, низкая заинтересованность в результатах проекта. Группа стейкхолдеров, на которых вы в конце концов повлияете, но им это не особо интересно прямо сейчас. Будет проект – ну, будет, не будет – ну, не будет. С такими стейкхолдерами делать особо ничего не нужно, но и забывать о них не стоит. Создайте систему оценки их потребности в информации, и периодически создавайте ее. Таблица с информацией о ходе строительства – как раз подобный пример. Прошел человек, прочитал, что там за высоким забором происходит – и его волнение ушло. Не то, чтобы его это сильно интересовало, но мало ли что – вдруг там нефтеперегонный завод строят в центре города, а он и не знает. Минимально необходимый контроль потребностей таких групп стейкхолдеров позволит вам сохранить ресурсы проекта для более важных дел.

Создайте таблицу, в которой будут группы стейкхолдеров, их потребности, и способы общения с ними – так будет удобнее с практической точки зрения. И коллегам заодно поможете, ведь они тоже иногда ломают голову, как и с кем общаться.